#RLStine #Goosebumps
#WelcomeToDeadHouse
«Добро пожаловать в Мëртвый дом» - пересматриваем самую первую книгу серии «Ужастики» и еë телевизионную адаптацию
_______________________________________
ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!
Книга «Добро пожаловать в Мëртвый дом» была первоначально опубликована в июле 1992 года (под №1 в серии «Ужастики»). Сериальная адаптация в виде двух эпизодов, вышла в эфир в воскресенье, 29 июня 1997 года (2 сезон, 20-21 серии).
Прежде чем появились болванчики, существа, скрывающиеся под раковиной и пожирающие всë подряд, был дом. Заброшенный и возвышающийся, выкрашенный в угрюмый синий цвет, который подчëркивался лишь огненным потусторонним свечением, исходящим из открытой входной двери и соседнего окна. Внутри вырисовывалась тëмная фигура, зловеще приветствуя то, что должно было стать первым в истории серии Р.Л. Стайна, насчитывающей несколько десятилетий.
Ибо с «Добро пожаловать в Мëртвый дом», на свет появились «Ужастики».
Уже написав бесчисленное множество историй об ужасах и статей в своей более взрослой антологии «Улица страха», появление «Ужастиков» расширило творчество Р.Л. Стайна, пригласив всю подростковую аудиторию с распростëртыми объятиями в мир жуткого и странного. И всë же, несмотря на то, что они предназначены для разных возрастных групп, ранние книги в каноне «Ужастиков» имеют немного более острые углы, более серьëзные ставки и не такие тонкие гротески, которые с годами отшлифовываются.
«Добро пожаловать в Мëртвый дом» - это, пожалуй, лучший пример мрачных тенденций серии. Несмотря на то, что эта история обладает всеми признаками отличного выпуска «Ужастиков», она не боится погрузиться в моменты ужаса, потери и чудовищности, на которые в будущих частях можно будет только намекнуть. Такой подход позволил книге стать не только первой в серии, но и одной из лучших и наиболее эффектных.
Потребовалось несколько лет, чтобы история перекочевала на экран, и в середине второго сезона сериала «Мурашки» (1995-1998), она была представлена в виде часового специального выпуска в прайм-тайм. Эпизод значительно отличался от экранизации, он упростил сюжет, ограничив действие числом мест и уменьшив масштаб и политику маленького городка на странице.
В дальнейшем, «Ужастики» будут вдохновлять поколение за поколением молодых умов всë глубже погружаться в бурлящую трясину ужаса в десятках форм и форматов, но такое наследие испарилось бы в призрачном тумане, если бы не книга, с которой всë и началось. Воплощение этой книги на экране было сопряжено с большой ответственностью, позволяя провести грань между весëлым и страшным в более наглядной форме, чем дети привыкли видеть на экранах своих телевизоров. В целом, несмотря на свои недостатки, эпизод обеспечивает один из самых запоминающихся и тревожных поворотов в сериале, в равной степени соответствующий весëлым и пугающим 123-м страницам, с которых всë началось.
_______________________________________
История
Аманда и еë брат Джош переезжают, и это их не радует. Их семья унаследовала большой, старый дом в городке Тëмные Пороги, но он ужасен и разваливается. Город мрачный и пустынный. И, что ещë хуже, Аманда продолжает видеть кого-то в своей комнате и слышать голоса по ночам. Соседские дети кажутся достаточно милыми, но они всегда исчезают, как только солнце появляется после полудня. Даже их семейный пëс Пити несчастен, лает на всë подряд и постоянно убегает. Что-то не так в Тëмных Порогах...
«Добро пожаловать в Мëртвый дом» вышла в июле 1992 года, положив начало франшизе «Ужастики» с атмосферной историей о двух детях, которые не могут найти свою точку опоры в новом городе (который к тому же населëн нежитью). Это поразительное и увлекательное начало того, что впоследствии стало важнейшей серией в жанровом ландшафте, рассчитанной на демографическую группу, которой не хватало страшилок.
_______________________________________
Адаптация
Аманда и Джош ненавидят свой новый дом, это ясно и на странице книги, и на экране. В книге, семья Бенсон проводит первые несколько глав, осматривая странный дом, доставшийся им в наследство от двоюродного дедушки, которого они никогда не видели. Они знакомятся с мистером Доусом, агентом по недвижимости, и исследуют Тëмные Пороги, мëртвое на вид место, покрытое сухими листьями, сорняками и скрытое в тени гигантских сплетëнных деревьев.
Хотя Аманда довольна простором места и перспективой планировки своей новой комнаты, еë первоначальные опасения подтверждаются, когда она видит в дверях незнакомого мальчика. Она спешит вниз, чтобы рассказать Джошу, но обнаруживает, что и он, и их собака пропали. Семья едет по пустому городу, проезжает мимо закрытой школы и находит пропавших членов семьи на близлежащем кладбище. Завершив все дела с мистером Доусом в его офисе, они едут домой. Проходит несколько недель, и вскоре Аманде приходит время попрощаться со своей лучшей подругой Кэти и навсегда переехать в Тëмные Пороги.
С этого и начинается эпизод, когда Бенсоны едут в свой новый дом, который, кстати, они купили по хорошей цене, а не унаследовали таинственным образом. Вместо того, чтобы развивать характеры братьев и сестëр на страницах, они просто препираются в течение нескольких мгновений на экране, намекая на кислую позицию Аманды и чувство язвительного, эгоистичного подросткового возраста Джоша. На экране семья проходит мимо заброшенных зданий и пустых мельниц, создавая фон классового неравенства, которого не хватает в книге, чему способствуют комментарии мистера Бенсона о том, что в последнее время город потерял много рабочих мест.
По прибытии книга и эпизод на мгновение синхронизируются, когда Аманда замечает мальчика в окне своей спальни. На странице этот момент резонирует сильнее, поскольку он совпадает с мальчиком, которого она видела в дверном проëме, но эффект всë равно тот же. Дом в эпизоде гораздо более ветхий, чем в книге. В отличие от свежевыкрашенных стен, на экране жилые помещения омрачены и запятнаны чувством заброшенности.
На странице Аманда подбегает к мальчику, чтобы встретить его, но никого там не обнаруживает. В эпизоде она выглядывает в окно и видит в темноте позади себя лицо, которое оказывается мистером Доусом. Доус в эпизоде - это не добрый, красивый мужчина из книги, а скорее странный, беспокойный персонаж, вызывающий недоверие. Это становится ещë более очевидным, когда в эпизоде происходит самое большое отклонение, - в гостиной появляется реликвия - семейный венок. Отсутствующий в книге, этот венок вызывает особое недовольство мистера Доуса, чей дискомфорт при виде венка заставляет его поспешно покинуть дом.
Следующие несколько глав книги следуют за Амандой, когда она перемещается по дому, слыша странный шëпот и хихиканье из пустых комнат и видя всë новые фигуры в темноте. Разрываясь между тем, разыгрывает ли еë брат или в доме действительно водятся привидения, она видит во сне свою семью мëртвой и скелетной, что не слишком отличается от сна в более поздней книге серии «Скажи "Сыр" и сгинь!». В этом сне, еë гниющая семья с голодухи грызëт человеческие кости. Джошу тоже снится сон, в котором два злых мальчика в его комнате высмеивают его. Бóльшая часть этого не показана на экране, за исключением столкновения Аманды с девочкой в коридоре и некоторых странных звуков.
Здесь книга и экранизация снова совпадают: Аманда, Джош и Пити отправляются исследовать улицы городка. В обеих версиях, улицы пусты и затенены. В эпизоде они встречают бледного, молчаливого человека, который наблюдает за ними из тени своего гаража. Из кустов появляются дети и угрожающе надвигаются на них. Пити лает, а дети образуют вокруг них круг. Наконец, один из них появляется и представляется Рэем, мальчиком, который раньше жил в их доме. Девочка по имени Карен тоже представляется. Джош спрашивает, не хотят ли они поиграть в бейсбол, но Рэй отказывается, а городские дети расходятся.
В книге, дети Бенсонов также знакомятся с Рэем. Однако вместо загадочного и пугающего, он добрый и интересный. Аманда узнаëт в нëм мальчика из еë дома, но он смеëтся над этим, признаваясь, что когда-то жил здесь. Они идут с Рэем в парк и встречают группу детей, уже играющих там. Аманда знакомится с милой девочкой по имени Карен, и всë вроде бы идëт хорошо. Вдруг дети образуют круг вокруг Аманды и Джоша. Аманда понимает, что что-то изменилось, так как они приближаются к ним.
Только когда подходит мистер Доус, круг распадается. Вместо того чтобы исчезнуть, дети идут на поле и играют в бейсбол, заставляя Аманду поверить, что еë опасения были лишь в еë голове. Тем не менее, как и на экране, когда появляется солнце, игра заканчивается, а дети спешат домой. На странице, Бенсоны продолжают общаться с детьми на детской площадке в течение следующих нескольких недель, но никогда не видятся с ними подолгу.
Эпизод продолжает отклоняться всë дальше от книжных страниц, предоставляя Аманде ещë одно видение девочки в еë комнате, предупреждающее еë выйти. Аманда не доверяет ни детям, ни городу, как в книге, а кульминацией становится находка Пити старой газеты в еë шкафу. Заголовок гласит: "Несчастный случай на химическом заводе убивает рабочих". Мистер Бенсон звонит мистеру Доусу, обеспокоенный возможным загрязнением окружающей среды, но Доус развеивает его опасения. Приезжает Карен и комментирует семейный венок, говоря, что он вызывает у неë "жуткое" чувство. В этот момент они понимают, что Пити пропал.
В книге также пропадает Пити. После целого дня поисков, Джош будит Аманду посреди ночи, чтобы она пошла с ним на кладбище, вспомнив о том, что Пити был там раньше. По дороге они встречают Рэя, который предупреждает их и умоляет повернуть назад. Они идут дальше и прибывают на кладбище, находят Пити и обнаруживают скрытое место встречи. Но Пити был другим, он не реагировал на происходящее и от него исходил кисловатый запах. Тогда они обнаруживают надгробия.
Имя за именем детей, которых они встретили в парке, включая Карен и Рэя. Что ещë хуже, эти люди умерли в детстве, поэтому они не могут быть бабушками и дедушками или старшими родственниками. Извиняясь, Рэй рассказывает, что сначала убивают собак и что смерть Бенсонов должна была наступить только через несколько недель. Жители Тëмных Порогов - нежить, им нужна свежая кровь, и работа Рэя - наблюдать за ними. Именно поэтому Бенсоны были приглашены в дом, или, как они его называют, «Мëртвый дом».
В сериале, Аманда и Джош отправляются в лес на поиски Пити. Они быстро натыкаются на группу людей, собравшихся на заросшем кладбище. Бледные и болезненные, их кожа отслаивается от лица и придатков, горожане обсуждают, что им нужно питаться и как опасно собираться днëм. Они обнаруживают детей Бенсона, как и в книге, Рэй раскрывает правду о ситуации. За этим следует погоня с довольно эффектной иконографией зомби, включая клацающие челюсти, вгрызающиеся в плоть Аманды, и бесчисленные руки, отчаянно тянущиеся и хватающиеся за железные ворота, которых было бы достаточно, чтобы привести в ужас любого молодого зрителя. Наконец Аманда и Джош приезжают домой, где их родители развлекают родителей Карен.
В книге Рэй спускается к Аманде, парит над ней, но его останавливает фонарик Джоша. Под лучом фонаря кожа Рэя сходит с лица, обвисая и отделяясь от черепа. Его глазные яблоки выпадают из глазниц, а тело падает, разбиваясь о могильный камень и разбрызгивая то, что от него осталось, по земле, что, несомненно, является одним из самых жутких моментов в серии «Ужастики». Аманда и Джош спешат домой, но их родителей нет дома. Соседские дети начинают появляться, снова приближаясь к ним и говоря, что они тоже когда-то жили в этом доме и теперь мертвы.
Обе кульминации, хотя и похожи по своей сути, достигают своей цели совершенно разными путями. На экране, родители Карен подтверждают рассказ Аманды и Джоша, объясняя, что после аварии на заводе, заражëнные люди стали ходячими мертвецами, нуждающимися в плоти живых, чтобы выжить. Они убеждают Бенсонов в том, что венок проклят, и сжигают его, что только способствует появлению нежити, окружившей дом. Венок защищал их и был единственной причиной, по которой Бенсоны всë ещë живы.
Бенсоны спешат на чердак, в то время как нежить прорывается сквозь стены и перекрытия. Аманда срывает доски с окон и пускает солнечный свет, превращая тварей в дым и пыль. Семья убегает, а мистер Доус спешит за ними, крича, что они могут получить рефинансирование. Уезжая, они замечают Пити и берут его на руки. Они упоминают, что от него плохо пахнет, после чего собака становится серой и угрожающе лает, и на этом эпизод заканчивается.
В книге, мистер Доус приезжает, и злобные дети исчезают. Он торопит Аманду и Джоша сесть в его машину, чтобы помочь им спастись. Они приезжают на кладбище, где их ждут родители Бенсона. Мистер Доус немного отшатывается, когда Джош показывает ему фонарик, но они продолжают путь. Джош видит Пити и бежит за ним, не зная, что Пити - один из неживых. В этот момент они находят надгробие мистера Доуса, роняют фонарик и разбивают его. Мистер Доус рассказывает им, что Тëмные Пороги когда-то был нормальным городом, пока жëлтый газ не вырвался с завода и не убил всë население. Он уверяет детей, что умирать не больно.
Джош ударяет сломанным фонариком по мистеру Доусу, пробивая его кожу и обнажая серый череп. Дети Бенсона убегают и прячутся, пока город собирается в зале для собраний. Их родители связаны на сцене, ожидая своей участи. Рассвет проходит, и Аманда понимает, что большое мëртвое дерево на краю места для собраний даëт единственную тень. Аманда и Джош толкаются у основания мëртвого дерева. Раздаются сердитые голоса и шаги. Дерево падает, заливая пространство солнечным светом.
Их кожа тает, кости разрушаются, а волосы падают на землю. Аманда мельком видит Карен, которая бросает на неë взгляд сожаления и благодарности, когда город рушится. Бенсоны спешат домой и собирают вещи в машину, встречая на своëм пути красный универсал. Из него выходит семья, и Аманда упоминает, что раньше жила в доме, который, судя по всему, является их новым домом. Она замечает выходящую из дома фигуру с планшетом, похожую на мистера Доуса. Аманда захлопывает дверь, и Бенсоны быстро уезжают.
Несмотря на разногласия, в обеих версиях, нежить остаëтся такой же беспокойной и такой же голодной, как и в самом начале.
_______________________________________
Заключительные мысли
Ничто в «Добро пожаловать в Мëртвый дом» не может похвастаться остроумием саркастического болванчика чревовещателя или луковичной массой студенистого существа, способного к немыслимому потреблению пищи, но нервирующая атмосфера, тревожные образы и жуткие события делают эту книгу одной из самых важных и запоминающихся в серии «Ужастики».
Начав с ожиданий, которые лежат у ног каждой классической истории о доме с привидениями, и добавив к ним плотоядных зомби, Р.Л. Стайн начинает «Ужастики» с жутким блеском. Книга предоставляет привычную точку отсчëта - типичных детей в типичной ситуации, чем так известны эти книги, но при этом нещадно нанося удары, - ведь в конце концов, даже семейная собака не в безопасности.
Эпизод культового телесериала, снятый режиссëром Уильямом Фрюитом, передаëт атмосферу городка, как она представлена на страницах книги, добавляя при этом социально-экономические комментарии. В обеих версиях по-разному обыгрываются суеверия и доверие к друзьям и семье: в книге более пóлно исследуются взаимоотношения, а в телешоу - присутствие и важность реликвийного венка, и при этом все они пугаются хищной внешней силы, готовой воспользоваться этим.
В конечном счëте, эта книга стала кульминацией серии, установив стандарт качества, страха и веселья, к которому будут стремиться все последующие книги. На экране сюжету не удаëтся достичь того же уровня страха и энергии, но он доблестно строит свой мир доступными средствами, являясь развлекательным, а временами, даже пугающим дополнением. Возможно, это не первое название, которое всплывает в памяти всякий раз, когда речь заходит об «Ужастиках», но в каноне Р.Л. Стайна найдëтся немного обложек, историй и образов, воплощающих лучшее из того, что он может предложить, чем те, что находятся внутри холодных, возвышающихся стен того, что жители Тëмных Порогов с такой любовью называют Мëртвым домом.